Виктор ТЯГУНЕНКО

Одним из первых послевоенных гонщиков в Латвии был Виктор ТЯГУНЕНКО. Он родился 15 февраля 1921 года в Даугавпилсе. До войны занимался планерным спортом, и его влекло в авиацию.



С 1950 года занимался автоспортом. В те года он отправился с Риги в Ленинград на простом мотоцикле, приобрёл там недостающие части для спортивного мотоцикла – раму, колеса, двигатель и сложил его. Он участвовал в соревнованиях по мотоспорту на трассе в Эстонии (Пирита-Косе-Клоостриметса), где попал в аварию. Виктору сделали операцию.
А во второй половине 50-х годов, когда в СССР начинался спидвейный бум, Виктор Тягуненко был приглашён для участия в мотогонках по гаревой дорожке, которые после успешного первого дебюта 10-12 июня 1958 года на Большой спортивной арене в московских Лужниках, снова там же стартовали менее чем через 2 месяца. 1-2 августа в Лужниках прошли соревнования на Большой приз Центрального стадиона имени В.И.Ленина. В них вместе с ещё двумя земляками (Э.Крузе, Э.Янсон) принял участие и рижанин Виктор Тягуненко. В каждый день гонок он набрал по 12 очков, и поделил 7-8 места с гонщиком из Московской области В.Симоновым. Более успешно выступили другие рижане – Э.Крузе с 29 пунктами занял 3-4 места вместе с уфимцем Николаем Черновым, а Эгилс Янсон был 5-м, набрав 28 очков. А победителем соревнований стал уфимец Борис Самородов.
Москва. 1-2 августа 1958 года.
1. Борис Самородов (Уфа): 20 + 15 = 35.
2. Виктор Кузнецов (Москва): 17 + 16 = 33.
3. Николай Чернов (Уфа): 13 + 16 = 29.
4. Э.Крузе (Рига): 17 + 12 = 29.
5. Эгилс Янсон (Рига): 14 + 14 = 28.

6. Виктор Терентьев (Москва): 13 + 12 =25.
7. В.Симонов (Московская область): 14 + 10 = 24.
8. Виктор Тягуненко (Рига): 12 + 12 = 24.
9. Генрих Лемберг (Ленинград): 10 + 11 = 21.
10. В.Цветков (Москва): 9 + 11 = 20.
11. Георгий Плешаков (Москва): 13 + 6 = 19.
12. С.Старых (Московская область): 10 + 8 = 18.
13. В.Ваадерпаас (Таллинн): 9 + 8 = 17.
14. Ю.Бугров (Ленинград): 7 + 10 = 17.
15. А.Егоров (Москва): 5 + 11 = 16.
16. Фарит Шайнуров (Уфа): 5 + Н/В = 5.
17. Б.Сухишвили (Тбилиси): Н/В + 4 = 4.

А теперь цитата из книги Николая Ермоленко „Знакомьтесь: спидвей”, вышедшей в издательстве ДОСААФ в 1984 году и сразу ставшей настольной книгой каждого настоящего болельщика спидвея в СССР:
„…В 1959 году впервые была создана сборная СССР по спидвею. Сборы и контрольные соревнования прошли в апреле на Центральном стадионе Одессы. Из двадцати гонщиков шесть было отобрано для участия в международных гонках в Чехословакии. В первую группу, которая направлялась в Брно и Градец-Кралове, вошли В.Кузнецов, Э.Янсон и Ф.Шайнуров, во вторую (Копрживнице) – Г.Плешаков, А.Дежинов и В.Тягуненко (Рига). Лучшего результата среди гонщиков обеих групп достиг А.Дежинов, занявший в одной из гонок 8-е место. Герои московских гонок 1959 года Самородов и Чернов не смогли представлять нашу страну, поскольку получили травмы во время контрольных заездов в Одессе…”.

Но потом мы уже не видим на гаревых дорожках мототреков Виктора Тягуненко – он сосредотачивается на выступлениях в автоспорте.

4-5 августа 1962 года на трассе Пирита-Косе-Клоостриметса под Таллинном проходил 1-й этап чемпионата СССР, где Виктор Тягуненко в Формуле-3 преодолел 12 кругов общей протяжённостью 102.792 км за 1 час 3 мин. 56.6 сек., что позволило ему оказаться на 5-м месте. Победителем этапа стал ленинградец Юрий Бугров.



25-26 августа 1962 года в международной гонке „Невское Кольцо”, проходившей в Ленинграде, стартовали гонщики СССР, Чехословакии, Польши и ГДР, в том числе и Виктор Тягуненко (№ 23). Он принял участие в Формуле-3 на серийной машине „Эстония-3”, и по сумме двух гонок (гонщики дважды преодолевали дистанцию в 16 кругов по 3.3 км каждый) завоевал 3-е место. Первые места заняли Сергей Сургучёв и Евгений Глухарев.
В автоспорте Виктор Тягуненко выступал по 1975 год включительно. Он в финальном своём сезоне занял 5-е место в чемпионате СССР в Формуле-1 (группа 2) на автомобиле „Эстония-16М” (двигатель „Москвич-412”).

При подготовке материала были использованы материалы (технические результаты, фотографии и др.) популярного латвийского сайта по истории автоспорта www.racinghistory.lv/

Надеюсь, что латвийские друзья – страстные поклонники мотоспорта, смогут продолжить рассказ о Викторе Тягуненко, которому в феврале 2011 года исполнилось 90 лет!

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Блоги, Латвия, Виктор ТЯГУНЕНКО