Ровенские мастера спидвея. Спортсмены, события, клубы. Посвящается 50-летию ровенского спидвея.

БОРИС САВОЙСКИЙ

(ОКОНЧАНИЕ)

В 1966 году ровенская „Радуга” отлично стартовала в командном чемпионате страны в высшей лиге, одержав в апреле три победы подряд.
На ровенском мототреке были повержены уфимская „Башкирия”, „Салават” и даугавпилский „Локомотив”. В составе команды, которая в том году завоевала бронзовые награды, стабильно выступал и Борис Савойский, принеся в копилку „Радуги” 42 пункта. Как и годом ранее, он ездил в паре с Леонидом Дробязко.

В следующем сезоне „Радуга” выступила неудачно, заняв последнее место в классе „А” – всего четыре победы в 14 матчах. Борис Савойский завоевал в них 51 пункт. В конце спидвейного сезона Борис Савойский повторил своё достижение семилетней давности, выиграв чемпионат Ровенской области по спидвею. В 4 заездах он набрал комплект – 12 очков, опередив на 3 пункта Анатолия Раевского. У троих спортсменов – Бориса Горки, Геннадия Примаченко и Николая Кальчука, было по 8 очков.

В 1968 году „Радуга” уверенно выиграла класс „Б” и вернулась в число сильнейших команд страны, но Борис Савойский в её составе уже не выступал. Подрастали молодые ровенские гонщики, которые показывали результаты лучше, чем у 33-летнего Бориса Савойского. Известно, что он стартовал в том сезоне в показательной гонке ровенских гонщиков, которая состоялась на День Победы – 9 Мая. На ровенском мототреке ровенчане провели 13 заездов. Победителем с комплектом – 12 пунктов стал Евгений Михель, а Борис Савойский с 8 очками занял 5-е место. В том году, в основном, Борис Савойский привлекался к проведению гонок на ровенском мототреке в качестве председателя технической комиссии. Но огромный опыт, организаторские способности и любовь к мотоспорту Бориса Савойского, безусловно, внесли свою лепту в успех нашей команды в клубном чемпионате СССР.

А в чемпионате 1969 года в Ровно опять было две команды.
И в новообразованном „Салюте” вместе с Борисом Савойским выступали Геннадий Примаченко, Владимир Рожанчук, Леонид Рожанчук, Борис Фидрус, Николай Кальчук, Николай Хоменчук, Николай Кужель, Виктор Трофимов-младший, Владимир Кудрик. В классе „Б” ровенский „Салют” дебютировал домашней гонкой с червоноградским „Шахтёром”, которая состоялась 3 мая 1969 года. Первое крещение ровенчан никому успеха не принесло – ничья 39:39, хотя перед последним, 13-м заездом, „Салют” был впереди – 38:34.
Но опытный Сергей Лятосинский в паре с Андреем Дзядыком финишировали первыми, нежели пара ровенчан Борис Фидрус – Геннадий Примаченко.
А первая победа пришла к „Салюту” 20 мая, когда в Ровно приехал элистинский „Тайфун” – 42:35. Потом команда в чемпионате выиграла только 3 матча, и набрав 9 очков, заняла в своей зоне класса „Б” 6-е место среди
7 клубов. Примечательно то, что среди этих побед была и домашняя виктория над балаковской „Турбиной” – 44:33, а в двух победных матчах со второй даугавпилской командой – „Дзинтарсом”, лучшим был Борис Никитович Савойский, набрав в домашней гонке с латышами вместе с Константином Кришталем по комплекту – 12 очков каждый.

В 1970 году Борис Савойский снова в составе „Радуги”.
Проведя два сезона в высшей лиге, он в 1972 году прекратил свою спидвейную карьеру, и стал активным пропагандистом мотоспорта. Занимался судейством гонок, помогал тренировать спортсменов, всегда участвовал в торжественных мероприятиях по случаю чествования ветеранов мотоспорта.
Он принимал участие в торжествах, посвящённых 30-летию ровенского спидвея, которые прошли 25-26 мая 1989 года (на фото четвёртый слева):



Когда в 1983 году открылся новый мототрек в Ровно, Борис Савойский уже давно не выступал как спортсмен.
Он присутствовал на этом событии и смотрел гонку, в которой выступали лучшие гонщики ровенского „Сигнала” и зарубежные мастера кольца скорости. „Как же далеко пошёл спидвей в своём развитии!” – думал седовласый ветеран, даже не подозревая о том, что на новом мототреке ему, всё-таки, придётся ещё хотя бы один раз выступить.



На фото: Виталий Шило и Борис Савойский (справа) — на центральной трибуне во время открытия нового ровенского мототрека. 18 сентября 1983 года.

И это случилось через 9 лет.
В сентябре 1992 года было проведено две гонки „Большой Приз Ветеранов спидвея”. Сначала гонка состоялась в Даугавпилсе (12 сентября), а 20-го – в Ровно. В Латвии выступили четверо наших ровенских ветеранов – Виктор Трофимов, Борис Горка, Анатолий Раевский и Владимир Рожанчук.
А в Ровно их было уже девять, да ещё выступали действующие гонщики. Среди ветеранов был и Борис Савойский – символ эпохи зарождения ровенского спидвея, участник первой гонки на нашем мототреке в мае
1959 года. И немногочисленные зрители, собравшиеся тогда на трибунах, активно приветствовали этих мужественных спортсменов, даже несмотря на то, что скорости, с какими они проходили виражи и финишировали в заездах были намного меньше, чем у выступавших тогда же Игоря Зверева, Владимира Трофимова, Виктора Гайдыма, Сергея Тершака, Валерия Полюховича и венгерского гонщика Челло Хелля. Но они заслужили то, чтобы в тот день стать главными героями встречи. Поэтому назовём всех поименно в порядке стартовых номеров, включая всех ветеранов:
№ 1 Константин Демахин, мсмк (Москва).
№ 2 Константин Кришталь, мс (Ровно).
№ 3 Алексей Кравченко, мс (Даугавпилс).
№ 4 Виктор Трофимов, мсмк (Ровно).
№ 5 Борис Горка, мс (Ровно).
№ 6 Александр Субботин, мс (Москва).
№ 8 Владимир Рожанчук, мс (Ровно).
№ 9 Анатолий Раевский, мс (Ровно).
№ 10 Владимир Ульянин, мс (Ровно).
№ 11 Анатолий Миронов, мс (Червоноград).
№ 12 Юрий Ступаков, мс (Даугавпилс).
№ 14 Анатолий Петровский, мс (Даугавпилс).
№ 15 Владимир Ежомбик, мс (Ровно).



№ 16 Борис Савойский, мс (Ровно).

Под № 13 в личной гонке ветеранов, которая была проведена по сетке из 20 заездов, выступал молодой ровенский перворазрядник Валерий Полюхович. Уже в своём первом заезде Борис Савойский продемонстрировал неплохое владение мотоциклом, вышел в лидеры, и только лишь на финишной прямой Владимир Ежомбик (на 11 лет его моложе) сумел догнать своего соперника. Да зрители давно не видели двойного финиша. Так и записали им обоим – и Борису Савойскому, и Владимиру Ежомбику – по 2.5 очка каждому. В последующих стартах Борис Савойский также финишировал результативно, и в итоге с 9.5 очками занял почётное 5-е место, пропустив вперёд только Виктора Трофимова, Бориса Горку, Анатолия Миронова и Александра Субботина.

Всю свою жизнь Борис Никитович посвятил мотоспорту.
Даже свой старенький мотоцикл до последних дней своей жизни он сохранял в гараже.
Нет с нами уже Бориса Савойского.
Но память о таких спортсменах никогда не должна покидать нас.
Ведь они были первыми, наверное, для того, чтобы этот прекрасный вид спорта оставался в Ровно навсегда…

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Блоги, Украина, Ровенские мастера спидвея. Спортсмены, события, клубы. Посвящается 50-летию ровенского спидвея.